Урок русского языка в 7 классе
Тема. Самостоятельные и служебные части
речи
Цели:
Дать представление о различии
самостоятельных и служебных частей речи, о роли служебных частей речи в
предложении; подготовить учащихся к восприятию темы "Служебные части
речи".
Развивать орфографические навыки,
внимание.
Воспитывать интерес к урокам русского языка, творческую активность,
стремление к знаниям.
Оборудование:
таблицы, карточки с заданиями, ребус.
Ход урока.
I.
Организационный момент.
II.
Сообщение темы и цели урока.
III. Проверка домашнего задания.
IV.
«Работа по тройкам» (трое учеников у
доски записывают 6 слов каждый, потом три ученика проверяет и выставляет
оценки, класс работает за всеми учениками)
Ответственный, соломенный, не
готовить, негодовать, карманный, нездоровится, не прибить, пришкольный,
пребольшой, песчаный, пустынный, прибежать, ничуть не красивый, придумать,
неженатый, недобрый, недалекий, ненавидя.
-
Слова какой части речи встретились вам в словарном диктанте?
VI. Изучение нового материала.
1.
Лингвистическая сказка
В стране Морфологии жили – были Части речи.
Имена существительные, прилагательные, числительные, местоимения, глаголы,
наречия были знатными особами и жили в городе. А предлоги, союзы и частицы были
сельскими жителями. В глухом, дремучем лесу обитали междометия и
звукоподражательные слова. Однажды самостоятельные части речи отправились на
прогулку в лес. Они гуляли, собирали грибы, ягоды и не заметили, как наступил
вечер. В лесу раздавался чей-то шепот, шуршание, шорох. Части речи очень
испугались. Имя существительное закричало: -Караул, кошмар, ужас! Имя
прилагательное спряталось за имя существительное, потому что они всегда были
неразлучны. Глагол начал задавать вопросы: -Что же нам делать? Что же с нами
будет? Кто нас спасет? Наречие горько заплакало, тихо повторяя: -Это ужасно,
это печально… Шум в лесу усиливался, так как междометия и звукоподражательные
слова решили еще больше напугать самостоятельные части речи. А их уже охватила
паника. Вдруг на лесной полянке, где собрались наши бедолаги, показались огоньки
фонариков. Это были служебные части речи, которые жили неподалеку от леса, в
маленькой деревушке. Их разбудили крики в лесу, и они отправились на выручку
наших героев. Предлоги, частицы и союзы показали дорогу испуганным горожанам и
вывели их из леса. Служебные части речи пригласили самостоятельных к себе в
гости, напоили их чаем с малиновым вареньем и угостили вкусными пирожками. С
тех пор самостоятельные и служебные части речи подружились и стали приезжать
друг к другу в гости. А междометия и звукоподражательные слова перестали всех
пугать, но остались жить в лесу.
2.
Решение
проблемного вопроса:
Значение
самостоятельных и служебных частей речи.
3.
Работа с таблицей:
Самостоятельные части речи:
Имя
существительное
|
Называет предметы.
Отвечает
на вопросы Кто? Что?
Примеры: стол, человек
|
Имя
прилагательное
|
Называет признаки предметов.
Отвечает
на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие? Чей?
Примеры: хороший, добрая, красное,
красивые, мамин
|
Имя
числительное
|
Называет число, количество,
порядок предметов при счёте.
Отвечает
на вопросы Сколько? Какой?
Примеры: два, первый
|
Местоимение
|
Указывает на предметы, признаки,
количество, но не называет их.
Примеры: он, твой.
|
Глагол
|
Обозначает действие предмета.
Отвечает
на вопросы Что делать? Что сделать?
Примеры: играть, выучить
|
Причастие
(особая форма глагола).
Имеет признаки глагола и
прилагательного.
|
Обозначает признак предмета по
действию.
Отвечает
на вопросы Какой? Что делающий? Что сделавший?
Примеры: прочитанный, читающий,
прочитавший.
|
Деепричастие
(особая форма глагола).
Имеет признаки глагола и наречия.
|
Обозначает добавочное действие;
называет, как совершается действие, названное глаголом-сказуемым.
Отвечает
на вопросы Что делая? Что сделав? Как? и др.
Примеры: читая, прочитав.
|
Наречие
|
Обозначает признак признака или
признак действия.
Отвечает
на вопросы Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Как?
Примеры: справа, вчера, вперед,
издалека, быстро.
|
Слова
категории состояния
|
Обозначают состояние живых
существ, природы, окружающей среды.
Отвечают
на вопросы Как? Каково?
Примеры: грустно, весело, больно,
можно, нельзя.
|
Служебные части речи:
Предлог
|
Служит для связи слов в
словосочетаниях.
Предлоги: в,
на, над, перед, под, от, у, из-под, из-за
|
Союз
|
Служит для связи однородных членов
предложения и простых предложений в составе сложного.
Союзы: и,
а, но, зато, что, как
|
Частица
|
Служит для внесения дополнительных
оттенков в предложения.
Частицы: не,
ни, бы, ли
|
4.
Выполнение упражнения (на карточке №1)
В
шуточной задаче, придуманной Г.Остером, встречаются слова, которых не
существует в русском языке. Однако они могут быть распределены по частям речи.
Классифицируйте
слова по частям речи, объясните, по какому принципу вы действовали.
Отплякиваясь от сурых
пляк, каждый хамсик шмыряет на глын по 5 гнусиков. Сколько гнусиков шмырнут на
глын 12 хамсиков, отплякивающихся от сурых пляк?
Имя
существительное
|
Имя
прилагательное
|
Глагол
и
его формы
|
Служебные
части речи
|
…
|
…
|
…
|
…
|
Все
ли придуманные автором слова относятся к самостоятельным или служебным частям
речи? (Только к самостоятельным!)
Можем
ли мы, не зная лексического значения слова, назвать его морфологические
признаки? (Да.) Выполните устный морфологический разбор слова «отплякиваясь».
5. Зрительный диктант. Вставьте
пропущенные служебные части речи, расставьте знаки препинания и объясните их постановку.
__
друзьями легче море переплыть (с)
__
есть морскую соль что нам досталась. (и)
__ __
друзей __ свете было __ очень трудно жить (а, без)
__
серым стал __ даже алый парус. (и, бы)
VII. Закрепление
материала:
1.
Ребус:
отгадайте пословицу, укажите части речи:
2.
Викторина
«Пятиминутка»
Закончи пословицу
1. Язык до Киева…доведёт.
2. Петь хорошо вместе, а говорить … порознь.
3. Лучше не досказать, чем… пересказать.
4. Слушай больше, а говори … меньше.
5. Никто за язык … не тянет.
6. Мелет до вечера, а послушать … нечего.
7. Язык болтает, а голова … не знает.
8. Говорит красно, да слушать … тошно.
9. На чужой роток не накинешь … платок.
10. Живое слово дороже мёртвой … буквы.
11. Кто хочет много знать, тому надо мало … спать.
12. Кто много знает, с того много и … спрашивается.
VIII. Подведение итогов,
выставление, аргументирование оценок
Домашнее
задание: составить сказку, используя все части речи
Служебные части речи:
Предлог
|
Служит для связи слов в
словосочетаниях.
Предлоги: в,
на, над, перед, под, от, у, из-под, из-за
|
Союз
|
Служит для связи однородных членов
предложения и простых предложений в составе сложного.
Союзы: и,
а, но, зато, что, как
|
Частица
|
Служит для внесения дополнительных
оттенков в предложения.
Частицы: не,
ни, бы, ли
|
1.
Выполнение упражнения (на карточке №1)
В
шуточной задаче, придуманной Г.Остером, встречаются слова, которых не
существует в русском языке. Однако они могут быть распределены по частям
речи.Классифицируйте слова по частям речи, объясните, по какому принципу вы
действовали.
Отплякиваясь от сурых
пляк, каждый хамсик шмыряет на глын по 5 гнусиков. Сколько гнусиков шмырнут на
глын 12 хамсиков, отплякивающихся от сурых пляк?
Имя
существительное
|
Имя
прилагательное
|
Глагол
и
его формы
|
Служебные
части речи
|
…
|
…
|
…
|
…
|
|
|
|
|
Упр 2 Вставьте
пропущенные служебные части речи, расставьте знаки препинания и объясните их постановку.
__
друзьями легче море переплыть
__
есть морскую соль что нам досталась.
__ __
друзей __ свете было __ очень трудно жить
__
серым стал __ даже алый парус.
Немає коментарів:
Дописати коментар